Что такое цикл Колба — или как научить взрослого человека

Практически для каждого человека, вышедшего из стен ВУЗа, само понятие «обучение» в мозгу представляется примерно так – «сначала мне расскажут материал, а потом это будет закреплено практическими занятиями». Или, говоря по-другому «сначала теория, потом практика».

Так вот, есть две новости – плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что оказывается, это не самый эффективный метод обучения.

А хорошая заключается в том, что все уже давно придумал такой товарищ как Дэвид Колб, который придумал широкоизвестную модель из 4-х шагов:

  • Практический опыт
  • Наблюдение и обдумывание
  • Формулирование концепции
  • Применение

Очевидна основная разница – практика ставится вперед теории. Если изложить суть его теории в двух словах, то получается примерно так.

Обучение по системе «сначала я расскажу теорию, потом я покажу как делать, потом я дам тебе попробовать, пронаблюдав за тобой, потом будешь делать сам» — проходит в очень комфортной, контролируемой, обстановке, и это вредит.

Как только человек выходит из зоны комфорта, и пытается сделать что-то сам, еще толком не понимая как – он нарабатывает опыт, который может оказаться и иногда немного «болезненным». Но именно эти самостоятельные ошибки и дискомфорт приведут его к тому, что он начнет обдумывать свои действия, и когда ему еще дадут сверху какую-то теорию, как это делать правильно, то это гораздо легче ему запомнится, и будет им усвоено.

Как мы можем применять это в своем проведении тренинга. Задавайте вопросы, предлагайте какие-то упражнения, предлагайте группе обсудить происходящее ДО ТОГО, как будет выдан теоретический материал.

Например, в каком-то тренинге по маркетингу Вы могли бы, например, просто взять и «оттарабанить» со слайда, из чего складывается PEST-анализ – и слушатели будут покорно кивать головой, записывать и засыпать. Предложите им сделать анализ внешней среды самим, еще не зная ничего о нем. Или хотя бы предложите назвать, на какие факторы они бы должны были обратить внимание. А потом уже рассказывайте из чего состоит PEST.

В заключение скажем, обучение с применением цикла Колба часто негативно воспринимается обучающимися просто потому, что они УВЕРЕНЫ, что нормальное обучение строится по системе «сначала рассказали, потом показали, потом дали попробовать».

Мы со своей стороны нашли такой выход из положения. Мы обычно честно рассказываем обучающимся про цикл Колба, и о том, что это более эффективный метод, и предлагаем все-таки следовать ему, потому что тогда результат будет лучше.

Понравилась наша статья? Читайте еще в нашем блоге!