Brainstorming

Как провести эффективный «мозговой штурм».

Мозговой штурм (англ. — brainstorming) — это метод, позволяющий быстро генерировать большое количество идей. Мозговой штурм может быть использован как одна из форм работы на тренинге.

Перед началом процесса тренеру важно четко сформулировать задачу и озвучить правила работы. А правила таковы: приветствуются все, без исключения, идеи; главное — их количество; какая-либо критика и оценка идей запрещены, однако их можно улучшать и комбинировать. Это правило, кстати, не очень просто выдержать, по своей натуре люди очень часто скатываются к обсуждению идей, и надо старательно этого избегать, пресекать обсуждения и критику. Отдельно стремящимся покритиковать что-нибудь надо напомнить, что возможность высказать свое отношение к идеям будет в конце, когда будем выбирать лучшие идеи.

Иногда можно объединять участников мозгового штурма в группы, зная, что некоторые люди в группе разбираются в проблеме хуже, чем другие. Разрешите «пропускать ход», чтобы участник, которому нечего предложить в данный момент, не чувствовал себя выпавшим из процесса.

Даже если все полезные мысли, на ваш взгляд, уже прозвучали, дайте высказаться всем желающим. Это даст ощущение личного вклада каждого в работу тренинга.

По завершении проведите отбор наиболее важных с точки зрения участников идей и решений, проведите голосование.

Весьма полезным и наглядным способом может быть такой. Выпишите все идеи на доску или на отдельный лист, который можно повесить где-то еще, отдельно от рабочего флип-чарта. Выдайте всем по 3 листочка для заметок с клейким слоем и предложите «проголосовать» ими – прилепить их рядом с теми 3-мя идеями, которые нравятся каждому участнику. Если вы видите, что группа очень сильно цепляется за собственные идеи – можно предложить дополнительные правила, голосовать можно только за «чужие» идеи.

Пусть результаты мозгового штурма будут у всех на виду: прикрепите их на стену или на флипчарт. Периодически возвращайтесь к ним в процессе занятия, демонстрируя, тем самым их важность.